Примерное время на чтение статьи: 2 минуты
В Божьих намерениях, после принятия спасения, привести верующего человека к воздержанной жизни. “Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке” Титу 2:11-12. Воздержание, как проявление плода Духа Святого-это отвращение от нечестивых желаний и удовольствий. Воздержание является противоположностью двум последним проявлением “дел плоти” Галатам 5:21-пьянству и бесчинству, которые относятся к чрезмерному потворству человека своим желаниям в жизни.
Греческим словом, переведенным как “воздержание”, является энкратея. Это слово употреблено как существительное лишь в трех случаях: Галатам 5:23; Деяния 24:25; Петра 1:6. В Послании к Галатам 5:23 оно использовано для обозначения последнего проявления плода Духа Святого. В Книге Деяний 24:25 Павел употребил этот термин, когда говорил Феликсу: “о праве, о воздержании и о будущем суде”. Во втором Послании Петра 1:5-6 это слово употреблено при перечислении воздействия благодати: “…покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание…”
Основной смысл слова энкратея заключен в обладании достаточной силы, чтобы господствовать над собой. Это самоконтроль. Это то, что нам необходимо делать: управлять собой под водительством Духа Святого. Воздержание, как проявление плода Духа Святого, является самодисциплиной.
В первом Послании к Коринфянам 9:15 используется глагол, который обычно употребляется для описания строгой дисциплины и тренированности атлетов, борющихся за победу. Вообще, в посланиях апостола Павла очень часто приводятся аналогии с атлетами и солдатами. В обоих случаях говорится о самодисциплине, которая весьма существенна как в спорте, так и в военной деятельности. Павел наставляет коринфян бежать на ресталище таким образом, чтобы получить награду (стих 24). И далее он продолжает: “И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным” (стихи 26-27). Павел говорит здесь не о самобичевании, но о сохранении своего тела в стремлениях и желаниях, которые угодны Богу.
Атлет, который усиленно тренируется лишь в присутствии тренера, никогда не завоюет главного приза. Водитель, который соблюдает правила движения, лишь тогда, когда рядом полицейский-недисциплинированный водитель. Рабочий, который работает спустя рукава в отсутствии начальника, также проявляет недисциплинированность. Во всех этих случаях, внешнее проявление поведения в соответствии с ожиданием других людей еще не говорит о действительно происшедших внутренних изменениях.
Глагол энкратея, также употреблен в первом Послании к Коринфянам 7:9, где говорится о необходимости христианину властвовать над своими плотскими желаниями: “Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, нежели разжигаться”. В прошлых статьях мы узнали, что праот (кротость) включает в себя понятие умения контролировать свой гнев: проявлять его в должное время и без надобности не гневаться. Энкратея относится к более ощутимым проявлениям чувств, чем гнев: таким, как господство над плотскими желаниями или умеренность в пище и питии. Иными словами, воздержание-это господство над своими желаниями.
В первом Послании к Коринфянам 9:25-27 апостол Павел научает, что нам, последователям Иисуса Христа, следует:
- Сохранить свои тела в покорности, через различные формы наказания, такие, например, как старание избегать переживаний, приносящих удовольствие.
- постоянно учиться контролировать свои желания, чтобы мы были достойны Божьего одобрения.
